Поиск

Молочные коктейли

Неоценимая роскошь

Неоценимая роскошь

Приготовьте напиток, который станет лучшим коктейлем по любому поводу.

Вы первый кто прокоментирует!

Американцы поставили запрет на молочный коктейль

Американцы поставили запрет на молочный коктейль

Американскими исследователями было выяснено, что молочный коктейль, который в состав включает арахис, мороженое, шоколад и молоко является вредным. Такой вердикт был поставлен из-за того, что количество жиров, содержащихся в напитке,...

Вы первый кто прокоментирует!

Лечебный коктейль

Лечебный коктейль

Молочный коктейль имеет сразу несколько достоинств, это насыщенный вкус и питание организма полезными веществами. Так приготовив коктейль с черникой и медом, Вы наполните организм витаминами и предотвратите появление простуды.

Вы первый кто прокоментирует!

Пейте святую воду


В каких случаях православные пьют святую воду

19 января Русская Православная Церковь совершает празднование Крещения Господня, или Богоявления. На Руси считали, что в ночь на Крещение открываются небеса, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Народное название праздника, «Водокрещи», указывает на главное крещенское событие - водосвятие, или водокрещение.


Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение всегда воспринималось как день очищения. Приготовления к празднику начинались накануне: избы мыли и тщательно выметали сор. В крещенский сочельник соблюдался строгий пост до первой «вечёрной» звезды. Взрослые люди полностью воздерживались от еды и стояли весь день на молитве. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

Вечером все отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое русские крестьяне считали особенно важным торжеством. Украшение сосуда с освящаемой водой свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дало одно из названий крещенскому сочельнику в центральных губерниях – «свечки». В Сибири канун Крещения тоже был очень почитаем и назывался Великим сочельником.

По возвращении со службы и водосвятия крестьяне пили святую воду всей семьей, окропляли дом и скот. Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей»: в него обязательно входили каша-кутья, блины, овсяный кисель.

Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на Иордань» и водосвятие. Многие люди, особенно хворые, умывались прямо из иордани; а те, кто участвовал в святочных развлечениях, окунался в прорубь целиком. Сюда же, на иордань, пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять жилище.

Благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова. Освящением воды Церковь свидетельствует христианскую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией во вселенной, и всякое прикосновение к ней освящает и дарует благодатную помощь верующему человеку для совершения благих дел и выздоровления от болезней.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Святая вода — Википедия

Источник в монастыре святой Феодоры (Салоники)

Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения[1]. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой[2]. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век)[3]. О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков[4]. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века[5].

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три»[6].

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма[6].

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры»[7]. Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении»[8].

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям[6]. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником[9].

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

В православной церкви[править | править код]

В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения[10]:

  • Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста[11]. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке[12]; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе[13]).
  • Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения[14]. При этом освящении (в отличие от предыдущего) епископ или священник, благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её.
  • Малое освящение — совершается по требнику[15] на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы, в день Преполовения и в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня), а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников, при малом освящении храма, на молебнах во время бездождия, в продолжительных крестных ходах, при посещении святых источников. В отличие от Крещенской (Богоявленской), молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак.
  • При освящении храма — над тёплой водой, вином красным и розовой водой архиерей читает следующую молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воды сия́ [и вино] ко освящению и совершению жертвенника твоего сего [жертвенников твоих сих]: яко благословен еси во веки веков. Аминь[16].

А при возливании их на трапе́зу и окроплении ими антиминсов:

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че снега убелю́ся.

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воду сию́, ко освящению всех людей твоих: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах (озёрах, реках, прудах). В России, в специально прорубленных во льду про́рубях, которые называют «иорда́нь»[17], в воспоминание крещения Иисуса Христа в Иордане[18].

В католической церкви[править | править код]

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого обычно происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан, как символ воспоминания крещения верных. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.
Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I[19]) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии. В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «То́чию агиа́сму да пие́т»[20].

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома возле икон и употребляется в случае нужды: её выпивают (иногда вместе с приятием просфоры) натощак, ею окропляют жилище и предметы с чтением специальной молитвы:

Го́споди Бо́же мой! Да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному Милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь[21].

В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды по учению Церкви[править | править код]

По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа[9]. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств[9].

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных[9]. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час[22]. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени[11]. При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста[23]. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление)[24].

В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества, на Васильев день (Новый год), Громницы (Сретение), в Чистый четверг или пятницу (см. Страстная неделя в славянской традиции), в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода, болг. василева вода, рус. сретенская, в.-слав. четверговая вода и т. п.). Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, серб. неначета, циjела, болг. неначната, рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода, серб. нема вода, болг. мълчашна вода, морав. mlčava voda). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.[25]

Рациональное объяснение свойств святой воды[править | править код]

В статье Боровкова И. И. «Как сделать „святую воду“ и три чуда с её помощью» (журнал «Химия и жизнь», 1970, № 3) такие случаи рассматривались либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие лёгким бактерицидным действием[26].

В. А. Мезенцев в книге «100 ответов верующим» рассматривает известные мнения, касающиеся того, что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами, и приводятся случаи долговременного хранения воды без освящения в храме: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!»[27]. Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освящённая“ и „неосвящённая“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освящённой воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами), убивают микроорганизмы в воде[27]. Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).

Современная наука пристально изучает воду и её действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований, отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана). На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником. Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры.

Архипов М. В., Сергеев А. Г. Вода индикаторная // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2016. — № 17.

Обнаружение инфекционных возбудителей в воде[править | править код]

Австрия

Исследователи из Медицинского университета Вены под руководством микробиолога Александра Киршнера (Аlexander Kirschner) провели микробиологический и химический анализы проб воды, взятой из 21 святого источника и 18 купелей Австрии. Оказалось, что состав воды лишь 14 % святых источников соответствовал национальным стандартам качества. В остальных 86 % проб была обнаружена кишечная палочка, энтерококки и кампилобактер, то есть бактерии, обычно содержащиеся в фекалиях. Причем концентрация этих бактерий в святой воде оказалось огромной — до 62 млн болезнетворных бактерий на 1 мл воды[28][29][30].

Исследование, опубликованное в австрийском журнале «Вода и здоровье», показало, что все образцы святой воды, взятые в купелях церквей и больничных часовнях Австрии, содержали бактерии — причём чем больше прихожан посещало церковь, тем больше болезнетворных бактерий было найдено в образцах святой воды (в неё католики обмакивают пальцы[31]). Употребление такой воды может привести к диарее, болям в брюшной полости, повышению температуры тела и судорогам[28][29][30].

Россия

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота, загрязненного стоками и, предположительно, омывающего могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов[32][33].

  1. ↑ Святая вода
  2. ↑ (Казбекова Е. В. Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505-506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.)
  3. ↑ The apocryphal acts of Paul, Peter, John, Andrew and Thomas by Bernard Pick, Chicago: Open court pub., 1909, p. 87
  4. ↑ (Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.)
  5. ↑ «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, то есть день праздника Богоявления[1].— свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят её — и в самом Египте, и в других странах» // http://www.pravoslavie.ru/76587.html Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  6. 1 2 3 Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  7. ↑ Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208—209.
  8. ↑ Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
  9. 1 2 3 4 Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  10. ↑ Освящение воды
  11. 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены во́ды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  12. Чистяков Г. П. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
  13. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви.
  14. ↑ http://azbyka.ru/bogosluzhenie/arh/trebnik-ucs.pdf
  15. ↑ Азбука веры. Требник. Послѣ́дованїе ма́лагѡ ѡ҆сщ҃е́нїѧ воды̀.
  16. ↑ Гл. 28 — Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  17. ↑ Иордань.
  18. ↑ Толковый словарь Ушакова.
  19. ↑ Александр I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505—506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  20. ↑ О святой воде.
  21. ↑ Молитва на принятие просфоры и святой воды. Молитвослов.
  22. ↑ Азбука веры: вода святая
  23. ↑ Газета «Вечный Зов» № 12 (206) 2015, 1-2 (207—208) 2016 (Можно ли освящать воду деревянным крестом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского мужского монастыря г. Москвы).
  24. Максим Козлов Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир, 19.01.2006 г. (копия)
  25. ↑ Виноградова, 1995, с. 387.
  26. Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь. — 1970. — № 3
  27. 1 2 Мезенцев В. А. Вопрос. "Святая" вода и "освящённые" яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? // «100 ответов верующим». — Политиздат, 1974. — 702 с.
  28. 1 2 Святая вода оказалась опасной для здоровья. Дата обращения 7 мая 2017.
  29. 1 2 Holy Water May be Harmful to Your Health (неопр.). ABC News (14 сентября 2013). Дата обращения 7 мая 2017.
  30. 1 2 Alexander K. T. Kirschner, Michael Atteneder, Angelika Schmidhuber, Sonja Knetsch, Andreas H. Farnleitner. Holy springs and holy water: underestimated sources of illness? // Journal of Water and Health. — 2012-09-01. — Vol. 10. — P. 349—357. — ISSN 1477-8920. — doi:10.2166/wh.2012.005.
  31. Fr. John Bartunek. Why Have Holy Water Fonts and Bless Ourselves with the Water?
  32. ↑ Жители Иркутска отравились крещенской водой из болота (неопр.). Вести.ру (22 января 2010 г.). Дата обращения 21 сентября 2017.
  33. ↑ Более 100 отравившихся святой водой в Иркутске выписаны из больницы // Ria.ru

ru.wikipedia.org

Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить

Архимандрит Спиридон (Ходанич) о распространенных заблуждениях и суевериях, связанных с крещенской водой.

    

– Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая... Так ли это?

– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях как священнослужителей, так и мирян.

Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?

Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.

Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.

    

– Нужно ли запастись на год крещенской водой? Говорят, что ее нужно пить при недугах. И как ее хранить?

– Каждый благочестивый христианин старается сберегать крещенскую воду на протяжении года, употребляя ее натощак, при этом не нужно набирать огромное количество: можно добавить немного освященной воды в бόльшую емкость, и вся она под действием благодати становится крещенской.  

При недугах обязательно с молитвой нужно выпить святой крещенской воды, ведь если мы посмотрим на особые прошения ектении в день освящения вод Богоявления, то увидим, что крещенская вода дается нам для того, чтобы сокрушиться сатане под ногами нашими, чтобы просветиться нам просвещением разума и благочестия и наитием Святого Духа, грехов избавлению и во исцеление души и тела.

Крещенская вода имеет название «Великая агиасма», что означает «великая святыня», и относиться к ней нужно соответственно – с благоговением. Хранить воду желательно в темном месте возле святого угла в стеклянной баночке или в ином сосуде, применяемом только для святой воды.

– Нужно ли обязательно пить воду на Крещение? При этом читаются какие-то молитвы?

– В день Богоявления все молитвы священником уже произнесены, и мы все пьем святую крещенскую воду целый день и не натощак. В другие же дни пьем только натощак и с молитвою: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

– Обязательно ли освящать свое жилище святой водой в этот день?

– Да, обязательно! Ведь в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое указание: «во освящение домов».

pravoslavie.ru

как правильно пить святую воду, чтобы не болеть

Сегодня, 19 января, во всех храмах и приходах Новосибирска проходят богослужения в честь праздника Крещения Господня — идут праздничные богослужения и великое освящение воды, за которой пришли тысячи горожан.  Корреспондент НДН.инфо пообщался с православными.  

В Новосибирске люд с утра ринулся в храмы за святой водой. Работникам храмов пришлось столкнуться с людьми, слишком прямолинейно понимающими слова Спасителя: "Царство Небесное силою берется». А для чего люди берут святую воду?

«Как-то я специально спрашивал об этом людей, томящихся на морозе в ожидании, когда их пропустят в заветную калиточку, где разливали святую воду, — рассказывает известный в Новосибирске православный журналист Валерий Мельников. —  Все ответы можно свести к одному: «Чтобы не болеть». Российскому народу неважно: святая ли это вода, омофор Божией Матери, зуб медведя, которого кормил преподобный Серафим Саровский, оберег из сувенирной лавки, шарф, в который кутался Далай-лама, главное — «лишь бы не болеть». Печально.

Мне нередко возражают:  ведь и Иисус исцелял людей! Да исцелял, но исцелял для того, чтобы люди поверили, что Он является тем самым Мессией-Христом, которого с нетерпением ожидал иудейский народ. А теперь? «Лишь бы не болеть…»

По словам Валерия Григорьевича, о самом жутком применении святой воды он однажды услышал от своей хорошей знакомой. «Как-то она мне позвонила и восторженно стала рассказывать, как безуспешно боролась с засором раковины на кухне, пока не вылила туда святую воду, взятую накануне на праздник Крещения. «Все мгновенно очистилось!» — радостно кричала она в трубку, — вспоминает Мельников. —  Когда я ей сказал, что она совершила грех, знакомая сильно расстроилась и сказала, что сходит в церковь поставить свечку «на всякий случай». Этим и ограничивается православие нашего народа, о котором так любят вещать перед всероссийской паствой — «на всякий случай» и «чтобы не болеть».

В последние годы в Новосибирске священникам удается организовать раздачу воду всем желающим, но все равно ажиотажа избежать сложно.

«Досадно наблюдать достойные сожаления сцены, когда верующие, пришедшие за святой водой, буквально дерутся из-за нее, — говорит настоятель Собора во имя святого князя Александра Невского Александр Новопашин. — Нужно помнить, что от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой».

Кстати, весьма распространено суеверие, что свойства святой воды объясняются тем, что при ее освящении присутствует серебро. Глубокое заблуждение, серебро здесь ни при чем.

«Я провожу освящение деревянным крестом, не потакать же невежеству, — продолжает Александр Новопашин. — Вода освящается молитвой. И последнее: некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом в ней солить огурцы, так как считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше. Как говорится, по вере вашей и будет вам: солить огурцы в воде, освященной в церкви, грешно».

Накануне Новосибирская митрополия опубликовала правила обращение с крещенской водой, которая, по православному поверью, в праздник обретает особенную силу.

Крещенская вода канонически у православных называется «великая агиасма», что в переводе с греческого означает «святыня». Накануне Крещения и в сам праздник принято запасаться святой водой.

К святыне следует относиться с почтением. Воду набирают в чистый сосуд и ставят, как правило, туда, где находятся иконы. В старину это называлось «красный угол».

 «Есть благочестивый обычай пить святую воду натощак каждый день или тогда, когда человек чувствует необходимость в духовной помощи. Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов», – говорится в сообщении митрополии.

Церковь также призвала не воспринимать всерьез связанные со святой водой суеверия. Самые популярные из них в том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, а в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник.

Бытует мнение, что крещенская вода долгое время не портится. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место, говорится в правилах митрополии.

Считается, что вода после первого человека, попившего из посуды, теряет свою святость. Это мнение оскорбительно как по отношению к святыне, так и по отношению к тому человеку, после которого святыня якобы теряет свою святость. Не стоит скандалить и шуметь в очереди за водой, иначе все ваши старания окажутся напрасными, — от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Дома воду хранят в подобающем месте, желательно рядом с иконами.

Нельзя, например, держать ее вместе со спиртными напитками или косметикой  или ставить в тот угол, где расположен телевизор. Чтобы святую воду не спутать с водой обычной, желательно на емкости наклеить специальные этикетки с соответствующей надписью. Для того чтобы крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере ее расходования в емкость добавляют обычную воду. Святой водой принято окроплять жилище.

С молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь» окропляются стены в каждой комнате и все подсобные помещения. Можно освящать водой жилище и в другие дни, когда в этом возникает потребность. В каждой комнате окропляют все четыре стены, небольшие подсобные помещения окропляются, стоя во входных дверях.

Можно смачивать святой водой лицо болящего человека, но не следует добавлять воду в ванну для купания. В этом случае святая вода уходит в канализацию, а это грешно. Если по какой-то причине святая вода испортилась, ее нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду.

Илья Инзов

ndn.info

Молитва перед принятием святой воды

Святая вода обладает множеством уникальных свойств, и к ней относятся с особым почтением. Перед тем как принять святую воду, православные верующие читают молитвы и просят Высшие Силы о покровительстве.

Святая вода используется для причащения, и прежде чем употребить ее, верующие произносят благодарственные молитвы Господу за дарование святыни. Благодаря уникальным свойствам святой воды можно очиститься от скверны, избавиться от недугов и даже от неприятностей. Молитвенные слова произносят про себя или вслух, сопровождая слова троекратным крестным знамением.

Святую воду принято пить с утра после пробуждения и натощак. Воду наливают в чистую посуду и пьют столько, сколько считают необходимым. Перед тем как выпить святую воду, приносят молитву:

«Господи! Да будет дар Твой во избавление меня от грехов и скверны. Да будет воля Твоя надо мной, защита твоя и моя вера в Тебя. Принимаю с благодарностью воду святую, от страстей избавляюсь, исцеляюсь и к вере стремлюсь, душу очищая. Аминь».

После того, как святая воды выпита, произносится молитва об исцелении:

«Господи Всемогущий, дар Твой да на благо здоровью моему пойдет. Водой святой причащаюсь, от всех недугов исцеляюсь. Аминь».

Святой водой причащают и тяжелобольных людей, читая молитвы вместо них. Водой можно смочить губы, и этого будет достаточно.

Святая вода используется не только для причащения, но и служит оберегом от любого зла. С ее помощью можно самостоятельно освятить жилище, сделав его недоступным для агрессивного внешнего мира. Перед тем как освятить дом, стоит поблагодарить Высшие Силы за помощь и попросить у них поддержки в проведении ритуала. Удачи вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru


Смотрите также


Войти



Опечатка?

Выделите текст и нажмите Shift+Enter.
И мы в ближайшее время ее исправим!

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту